Дело было не в турбине

Разговор автомобилистов о моторах с турбонаддувом не оставляет равнодушным никого. Те, кто эксплуатирует такой агрегат впервые, восторгаются его впечатляющими тяговыми характеристиками, а вот те, кто после восторженной эксплуатации сталкивается с ремонтом турбокомпрессора — как правило, ужасаются ценам. За советом по поводу того, как получать только положительные эмоции от эксплуатации турбированного мотора, мы обратились к специалистам компании «КамТурбоТехника» из Набережных Челнов.

В компании «КамТурбоТехника», которая, к слову сказать, уже более десяти лет занимается ремонтом и восстановлением турбокомпрессоров, считают, что когда в двигателе с принудительным наддувом выходит из строя турбокомпрессор, не стоит сразу обвинять в этом саму «турбину».

По мнению разработчиков турбокомпрессоров, обвинения в недостаточной конструктивной надежности и качестве их продукции необоснованны. За  последние 15–20 лет благодаря техническому прогрессу их конструкция достигла высокой степени совершенства.
Качество изготовления турбокомпрессоров также вне подозрений: система менеджмента качества на предприятиях известных мировых производителей соответствует единым, жестким стан­ дартам, и вероятность заводского брака мизерна и не превышает нескольких десятых долей процента. Тем не менее зачастую турбокомпрессоры не отраба­ тывает положенный ресурс.

Дело в том, что турбина — наиболее высоконагруженный агрегат двигателя. Условия, в которых работает турбоком­ прессор характеризуются огромным перепадом температур. В то время как его турбинная часть подвергается воздействию отработавших газов с температурой порядка 10 000 °С, со стороныкомпрессора температура конструкции почти на порядок ниже. Температурный фактор усугубляется высокими динамическими нагрузками, возникающими вследствие огромной частоты вращения ротора, которая может достигать величины 300 000  мин-1.

Поэтому любые отклонения характеристик двигателя, даже на первый взгляд незначительные, оказывают губительное влияние на работоспособность ТК и могут привести к его отказу. С этой точки зрения турбину можно рассматривать как своего рода индикатор состояния двигателя. Если вышел из строя турбокомпрессор, возможно, что причина неисправности кроется в нем самом. Если на одном двигателе отказали два турбокомпрессора, виноваты, скорее всего, не они. Если
вышло из строя более двух турбоком прессоров, то они здесь гарантированно ни при чем.

Прежде чем ставить новый турбокомпрессор вместо вышедшего из строя, нужно обязательно выявить причину его отказа и устранить ее.

Распространенная причина выхода турбокомпрессора из строя — наличие загрязнений в масле. Чаще это бывают твердые частицы различного размера, обладающие абразивными свойствами. Попадая в зазоры между трущимися поверхностями, они вызывают их механический износ. Причины загрязнения  масла твердыми частицами хорошо известны: несвоевременная замена масла, применение некачественного масляного фильтра, плохое общее состояние системы смазки.

Работоспособность турбины может пострадать от химических загрязнений в охлаждающем и смазывающем ее масле — например, в результате попадания в масло топлива из-за неисправности двигателя или из-за чрезмерной «люксации» масла различными добавками и присадками. Загрязнения снижают прочность масляной пленки и образуют губительное «сухое» трение. Характерным признаком отказа ТК в результате химического отравления масла является сильный износ трущихся поверхностей со следами перегрева в виде интенсивных цветов побежалости.

Для двигателей с турбонаддувом применяются специальные сорта масел. Поэтому срок службы турбины можно ненамеренно сократить использованием качественного, но не предназначенного для таких целей масла. К примеру, производители ТК негативно относятся к использованию в турбодвигателях так называемых энергосберегающих масел классов вязкости 0W-…

Примерно такую же картину, как и при  химическом загрязнении масла, можно наблюдать, разобрав турбокомпрессор, испытывавший дефицит или полностью лишенный смазки. Нередко непоправимый вред турбине наносят мотористы в ходе ремонт­
ных работ. При подсоединении к турбине  трубок для подачи смазки и охлаждения  и слива масла они «улучшают» надежность их соединения с корпусом с помощью герметика. Кстати, производители ТК делать это категорически запрещают.
Выдавливаясь при уплотнении, герметик частично или полностью перекрывает отверстия для прохода масла и антифриза. 

К числу распространенных причин  отказа турбокомпрессора относится попадание в него посторонних предметов. Вне зависимости от тяжести дефекта он в итоге всегда приводит к гибели турбины. Даже самое незначительное повреждение нарушает балансировку ротора, а уже дисбаланс окончательно добивает весь агрегат.

Перечень основных причин отказов ТК завершается превышением допустимых режимов его работы. Прежде всего речь идет о превышении предельной частоты вращения ротора, что сопровождается ростом передаваемой турбокомпрессором мощности и «перенаддувом» двигателя. Распространенный источник «перекручивания» турбины — резкое повышение температуры отработавших газов, обычно вследствие неисправности системы топливоподачи.

Советы по эксплуатации форсированных двигателей

Перечень наиболее распространенных турбонеисправностей хочется завершить на оптимистичной ноте. Поэтому специалисты компании «КамТурбоТехника» дают простые рекомендации, следование которым позволяет избежать преждевременного выхода турбины из строя.

1. Регулярное проведение технического обслуживания двигателя; в тяжелых условиях эксплуатации межсервисный интервал нужно сокращать.

2. При выполнении ТО:
— применяйте качественное моторное масло, предназначенное для форсированных моторов с турбонаддувом и одобренное заводом-изготовителем;
— избегайте использования моторных масел классов вязкости 0W;
— уделяйте внимание качеству и своевременной замене воздушного фильтра;
— не забывайте контролировать состояние и проводить профилактику систем смазки двигателя, вентиляции картера, дозирования топлива и выпуска отработавших газов в соответствии с рекомендациями завода-изготовителя.

3. При эксплуатации автомобиля:
— заправляйтесь качественным топливом на «проверенных» АЗС известных нефтеперерабатывающих компаний;
— для заправки искровых турбомоторов используйте только высокооктановое топливо;
— не применяйте присадки к моторному маслу и добавки в топливо;
— не останавливайте двигатель сразу после продолжительного движения в режиме с высокой нагрузкой: дайте ему поработать несколько минут в щадящем режиме;
— не нагружайте двигатель немедленно после «холодного» пуска, особенно в зимний период.
Если же, несмотря на все старания, вам не удалось избежать проблем с системой наддува, не откладывайте диагностику и ремонт надолго. Обратитесь к проверенным специалистам, таким, как в компании «КамТурбоТехника». Челнинцы не просто ремонтируют турбоком прессоры, а, по сути, даруют им вторую жизнь путем замены всех изношенных элементов с сохранением всех заводских допусков и зазоров. Все динамические уплотнения и рабочие части в турбокомпрессоре заменяются на безаварийные  (во избежание дальнейших проблем).

После сборки каждый турбокомпрессор проходит проверку на уникальном газодинамическом стенде приемо-сдаточных испытаний (горячая обкатка), гарантирующий ресурс восстановленного агрегата на уровне аналогичной новой детали.

Полезные статьи
Оформить заказ
Отправить заявку


Схема проезда
Онлайн-консультант